Что же это такое? И это девочки? Срывают с крыши черепицу,
приплясывают, похваляясь удалью: вот мы какие и высоты не
боимся. И получается, что виной всему этому именно она, Надежда Ивановна
Минеева, новый начальник Мелитопольской воспитательно-трудовой колонии. Ведь в
ответ на ее уговоры мягко, ласково, совсем не по-уставному:
— Девочки, милые, хорошие мои, да что же
вы делаете? Слезайте с крыши, поговорим, все обсудим...,- с крыши звонко,
злобно скандируют:
— Долой бабу! Не хотим бабу!
А если уж говорить откровенно, не признали в колонии
Минееву не только воспитанницы, не приняли, чего греха таить, и некоторые
сотрудники. Видит
же она, не слепая, что одни с явной, другие со скрытой неприязнью на нее
поглядывают. За то, что
какие-то нововведения начала вводить в привычное течение жизни колонии. Ходит
по зоне и уговаривает малолетних преступниц: «Девочки, миленькие, слезайте,
поговорить серьезно надо». Ну, что это за начальник колонии?! Вот и сейчас осужденные
на голове ходят, а она — уговоры. Тут надо власть применить. Строгость. Не
разводить сантименты, а законно использовать жесткие меры в ответ на нарушения.
По инструкции, так сказать.
Но Надежда Ивановна советчикам не вняла, твердила одно:
никакого насилия! Только добро. Только слово должно стать всесильным оружием в
борьбе за этих... детей.
— Это вам что — детский сад? — в вопросе проскальзывала явная ирония.
— Плохо, что они слишком рано простились с детством. Да и некоторые из нас
тоже. Однако общий язык должен быть найденво что бы то ни стало.
Наступила минутная тишина. И вдруг,
словно поджидая этого вечернего часа, запели, засвистели, защелкали соловьи.
Яблони цвели прямо на территории колонии.
Конец апреля. На пороге май. Жизнь в природе пробуждается.
Разгар весны. А для воспитанниц это особая весна. Весна в колонии. Разве память
о детстве не отдается болью в их сердцах? Как проникнуть в их сложный и
противоречивый внутренний мир? Как помочь им выбрать правильную дорогу в
жизни? Говорят, что дороги мы выбираем сами. Нет. Нам всегда помогает это
делать опыт поколений,
семья, школа, улица. Помогает искусство воспитателя. Так каким же воспитателем
окажется она — Надежда Ивановна Минеева, если начнет с окрика, приказа.
Интуитивно поняла, что если сейчас грубо одернуть девчонок — всё пропало. Что
пропало? Её мечта? Ее назначение не оправдало надежд? А может, действительно
её уход из обычной школы был грубой ошибкой? И словно подслушав ее мысли,
совсем рядом ехидный голос очередного «доброжелателя»: «А не вернуться ли вам,
товарищ Минеева, к нормальным детям? Слышал, директором лучшей во всей области
школы предлагали... Оклад s два раза выше, чем здесь...»
Оклад... Да, после смерти мужа на руках двое детей,
престарелые родители. И большой оклад, наверное, не только не помешал, а был
бы как раз кстати. И, конечно, что ни говори, работать с обычными детьми куда
спокойнее.
Но разве об окладе думала Минеева,
когда ее, коммуниста, посылали на какую-либо работу? И разве искала она
когда-нибудь спокойной заводи. Наоборот, с увлеченностью, со страстью бралась
за самый тяжелый труд... Не отступит и теперь.
Что сейчас нужно? Увидеть в этой орущей массе лица. Найти человека,
к которому можно обратиться. На линейке, когда знакомились, Надежда Ивановна
заметила девушку с красивыми вьющимися волосами и огромными синими глазами. Их
взгляды скрестились. Кажется, именно тогда между ними возникла симпатия.
Запомнила: Люба Корзинкина. И вот среди насмешливых, наглых, зло прищуренных
глаз «бунтовщиц» — синие Любины глаза.
— Люба, слезь с крыши.
— В дизо посадите?
— Не посажу.
Долго-долго беседовала с Любой наедине. Потом с другой воспитанницей, третьей...
Может быть, беседы помогли, а может быть, девчонкам просто надоело торчать не
крыше. Ведь одни и те же игры быстро надоедают. Словом, с крыши слезли.
Что же, лед тронулся? Как бы не так. Построили воспитанниц.
Подходит Надежда Ивановна, маленькая, худенькая, в скромном платьице, кружавчики на
воротничке.
— Здравствуйте, девочки! — радостно говорит она.
В ответ молчание. Потом в
настороженной тишине слышен голос:
— Ха! С бабой здороваться...
Значит, опять все сначала?
В то памятное после «бунта» утро Минеева собрала
сотрудников на очередное совещание и откровенно призналась: сама виновата в
том, что нет порядка в колонии. И опять некоторые вздохнули с облегчением — в
этом, мол, мы не сомневались. Не скажет ли теперь Надежда Ивановна, что
переоценила свои возможности и потому добровольно покидает их? Нет, Минеева
заговорила совсем о другом, о том, что нужно начинать воспитание... с себя:
называть друг друга только по имени-отчеству. Не курить. Иметь безукоризненный
внешний вид. Повышение голоса на воспитанниц будет рассматриваться как причина
для увольнения с работы. И главное — относиться к осужденным не как к
преступницам, а как к обыкновенным подросткам.
— А они
к нам?
— Мы — воспитатели,
— Надо их ломать.
— Согласна. Но ломать добром. Потому что жизнь совершенствуется
только
добрыми началами.
— В нас плюют, нас кроют отборным матом, а мы к ним — милые,
хорошие! Так что ли?
— Если воспитатель не может измениться
сам, то как же он будет изменять других? Надо преодолеть самих себя, только тогда идти к воспитанницам. Задача у нас сложная: этих девушек научить быть детьми... И последнее — организовать художественную самодеятельность из обслуживающего персонала и с концертом выступить перед воспитанницами.
— Петь и танцевать перед этими...
— Вы — не воспитатель.
..У Минеевой оказалось нежное женское сердце и по-мужски
твердая воля. При отборе новых сотрудников начальник колонии отдавала явное
предпочтение не юристам, а педагогам, стараясь пригласить воспитателей —
женщин с высшим педагогическим образованием. Принимала с пристрастием: увлечен
ли человек идеей работы с несовершеннолетними? Умен, благороден? Главное — добр ли?
И ветераны колонии, обладающие этими качествами, стали ее
главной опорой, первыми ее помощниками в утверждении новых традиций. Так
постепенно начал создаваться коллектив единомышленников, люди начали
убеждаться в правоте Минеевой, в правильности её идеи «лечения» добром.
Надежда Ивановна считала: бороться нужно за судьбу каждой
воспитанницы. А судьбы эти, ох, какие нелегкие. Здесь нужны особые методы
работы, нужны особые воспитатели.
Как проникнуть в сознание воспитанниц,
стать им другом?
Люба. Та самая синеглазая Люба Корзинкина отказалась
выходить на работу. Курит. Сквернословит. Других подбивает на нарушение
дисциплины. Вызовут на беседу к Надежде Ивановне, вроде бы внимательно
слушает, в конце каждой беседы непременно твердит одно и то же: «Больше не
буду. Простите!» Надежда Ивановна отпускает ее. Люба возвращается в зону и
хохочет: «Во баба!
Слезу пустишь — разомлеет, все простит».
Нарушение за нарушением, Сделала наколку себе и еще десяти
подружкам. Снова повторяется знакомая сцена. Кто-то не преминет сказать: «Да
она над вами, Надежда Ивановна, издевается». А Минеева видит другое. Ведь
вчера Люба вышла на работу, и, стало быть, день продержалась! После четвертой
беседы продержалась три дня, После двадцатой — месяц. 80 раз за год Надежда
Ивановна беседовала с Корзинкиной. Это какое же
надо иметь терпение! Потому что чувствовала Минеева — идет работа в Любиной
душе. А внешний перелом наступил неожиданно. И для воспитателя, и для
воспитанницы. В этот восьмидесятый раз всё происходило вроде бы как обычно.
Люба не вышла на работу и подбила всю бригаду не ходить в пошивочную
мастерскую. Ведут Любу в кабинет начальника колонии. Любины огромные синие
глаза превратились в темные, дикие. Она идет, заведомо зная, что ее сейчас
посадят в дизо,
и ей уже море по колено. И Надежда Ивановна измученная вся. Ведь только
сегодня утром говорила с ней, и все без толку. Как одолеть этот сложный и
противоречивый характер? Неужели она бессильна?
Надежда Ивановна пристально смотрит на Любу. Потом берет со
стола фотографии о жизни Есенина и протягивает Любе:
— Знаю, что любишь Есенина. Была в Рязани, в командировке, для тебя купила.
Люба ждала всего, только не этого.
Потом медленно, будто на ногах пудовые гири, подошла к Надежде Ивановне и
уткнулась ей в плечо. Не обняла, а начала тихонько царапать китель. И слезы
ручьями. Всхлипывая, сказала:
— Надежда Ивановна... мама… больше не буду...
С того всё и началось. Нарушения прекратились. Любе было
присвоено звание «Лучшая швея». Ее освободили из колонии условно-досрочно.
Часто пишет письма Минеевой. Одно из них начиналось так: «Здравствуйте, мама,
Надежда Ивановна! Вы беседовали со мной почти каждый день, а я все равно
нарушала. До этой колонии считала, что сотрудники беседуют с нами потому, что
им по штату положено. А у нас — совсем другое. Ведь в вашу обязанность совсем не входит писать нам
письма, когда вы находитесь в отпуске, на курорте. Засиживаться допоздна и каждый
день приходить задолго до подъема. Раньше я думала, что, выйдя за пределы
колонии, вы забываете о нас. А потом поняла: думаете о нас каждую минуту. Всех
вам благ за ваш нечеловеческий труд! У меня все хорошо. Работаю на ударной
комсомольской стройке. Бригада у нас дружная. Я счастлива, меня принимают в
комсомол, ставят на очередь на
квартиру. Родилась дочка, я ее назвала Надей, в вашу честь, в честь дорогого
для моей семьи человека, который спас меня»…
Сколько таких начатых заново девичьих судеб, разбуженных
для добра сердец. Их счет с каждым днем множится все активнее — ведь у
Минеевой теперь десятки опытных единомышленников, так же, как и она,
увлеченных, ищущих, настойчивых.
Со всеми воспитанницами за год успевает побеседовать
Надежда Ивановна и с каждой — не по одному разу. Да еще душевные беседы вдизо с
нарушителями, И только наедине. Иначе разговор не получится. Титаническая
работа!
И в беседах, и на совещаниях с воспитателями, и дома,
наедине с педагогическими трудами, статьями, конспектами исподволь выковывала
Минеева свою линию воспитания, решала задачи по сути дела новой педагогики —
педагогики для несовершеннолетних лиц женского пола, отбывающих сроки
наказания в воспитательно-трудовой колонии. На каждом шагу проблемы — большие
и малые. Как выработать чувство стыда у бравирующих бесстыдством?
Как от зла, от скверны очистить память? Как помочь воспитанницам найти силы
стать лучше, чище? Как вернуть обществу здоровых подростков? Как превратить
подведение итогов трудового состязания в настоящий праздник? Как воспитать вкус
не к пустым развлечениям, а к интересному насыщенному досугу?
Минеева вместе с педагогическим коллективом учила
воспитателей разбираться в психологии личности осужденных, владеть методами
научного исследования, уметь критически анализировать свой воспитательский опыт
и опыт товарищей по работе. Вместе с другими энтузиастами создавала кукольный
театр, объявляла конкурс на лучшую сказку, на лучшее исполнение утренней
зарядки, художественной вышивки. Всех воспитанниц в колонии вовлекла в
художественную самодеятельность. Не потому ли, что сотрудники сами стали заядлыми
служителями сцены, где первой запевает сама начальница колонии. По скрупулезным
подсчетам воспитанниц она спела в концертах 55 песен.
Орбита творческого поиска затянула весь коллектив
воспитателей. Его отсвет на всем — в названиях викторин, диспутов: «Какую
девушку любят?», «Мода и простота», в оформлении стендов, даже в том, как одеты
воспитанницы. Хозяйственники с ног сбились, чтобы достать модный сейчас
вельвет для новых школьных платьев. А белоснежные воротнички, аккуратные
тапочки вместо грубых неуклюжих ботинок. Всё здесь до мелочей подчинено великой
цели переплавки душ человеческих, привитию новых привычек, вкусов, взглядов,
моральных устоев.
Летние и зимние спартакиады. Фестиваль
комсомольской песни... Художественная гимнастика. Выставка, эстафета по военно-патриотическому
воспитанию. Творческие вечера воспитанниц.
Но, может быть, за всеми этими празднованиями,
развлечениями забылась жизнь будничная, производственная? Наоборот, именно она
давала настрой всему остальному. Объем производства швейной фабрики вырос в
два с половиной раза. Каждый день подводятся итоги трудового соревнования.
Каждую пятницу — за неделю. Приказом начальника колонии награждаются
победители. И праздник настоящий, с музыкой, подарками. Первое место — сдобный
пирог.
Результат? Вот только один факт: в 1971 году в дизо было 148 нарушителей, в 1978 году —
один, в этом году — ни одного.
Коллектив воспитателей растет, постепенно ставя перед
собой всё более трудные задачи. И было бы наивным представить дело таким вот
образом: была, мол, отстающая колония, в которой господствовала невероятная
отчужденность между воспитателями и воспитанницами, но пришел новый начальник,
по началу как будто бы наивный, но со страстной мечтой и твердой волей, и
благополучно разрешил все вопросы, мановением руки установил порядок и покой.
Нет, борьба за человека идет каждодневная, изматывающая,
идет и сейчас. Вот только что в карантин поступила новенькая. Стрижка мужская,
а походка, как говорится, морская. Курит. Сквернословит. Заявила, чтоб её сразу
же сажали в дизо,
что она никого не желает видеть. И тут же, переломав пуговицу, начала царапать
лицо, шею. Кровь, крики. Глаза белые, на губах чуть ли не пена. Воспитатель подносит
ей лекарство, а она плюется, кроет отборнейшим матом. И такая сцена
продолжается около часа. Потом вялая, безмолвная, всхлипывает, засыпает.
Проснётся — и видит возле себя по-матерински доброе лицо Надежды Ивановны.
А каково Надежде Ивановне? Имеет она право на плохое
настроение? Нет. Никогда! Правда, иногда она берет стакан холодной воды, пьет
его мелкими глотками и считает до двадцати. Надежда сменяется отчаянием, гнев —
радостью. Но нет равнодушия. Есть работа. Неутомимая, заинтересованная. И
вера в торжество добра.
Иногда на сердце тяжело станет. В зону войдет — на линейке
девчата. Посмотрит внимательно на них и скажет:
— Что с вами? Какие-то вы сегодня
невеселые. Признаться, и мне что-то грустно. Девчата, может, споем, а? — И
Надежда Ивановна первая запевает. Девичьи звонкие голоса дружно подхватывают,
и по-бригадно,
девчата строем веселее идут на работу.
Многие бывшие воспитанницы в письмах работникам колонии
называют, как Люба Корзинкина, Надежду Ивановну «мамой». Для скольких из них
она стала настоящей матерью, помогая им обрести свое призвание, свое место в
жизни, настоящее доброе счастье? Не сосчитать.
1979
К новой жизни. – 1979. - №12.
Комментариев нет:
Отправить комментарий